Октябрьская революция положила начало новому этапу в развитии отечественной школы. В процессе культурного строительства ей отводилась особая роль как важному инструменту в распоряжении коммунистической идеологии. «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти» – говорилось в документах VIII съезда РКПб. С конца 1918 года началась реорганизация системы народного образования в Петроградской губернии. Были закрыты частные учебные заведения, ликвидированы гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы, прежние структуры управления образовательным процессом в стране, было запрещено преподавание древних языков и религии.
В начале 20 века, после 1917 года первыми законами советского государства стали Декреты о ликвидации безграмотности. 26 декабря 1919 года вышел Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Согласно этим документам вводилось новое название учебного заведения – «единая трудовая школа», состоящая из двух ступеней. Первая ступень для детей от 8 до 13 лет предусматривала 5 лет обучения, вторая от 13 до 17 лет – 4-х летний курс. Обучение объявлялось бесплатным, обязательным и совместным – мальчики и вместе с девочками. В Положении указывалось, что к единой школе присоединены дошкольные учреждения (детские очаги – ясли, детские сады).
В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, просуществовавшая до 1930 года при Наркомпросе РСФСР со специальной секцией для работы среди национальных меньшинств, а также были созданы национальные сельские советы. В частности в Тосненском районе в феврале 1931 года были преобразованы в национальные (финские) такие сельсоветы как Войскоровский, Погинский и Эстонский, так как, в них население этой национальности составило не менее 66%. Там же были открыты национальные школы с преподаванием на родном языке.
На тосненской земле в этот период были церковно-приходские школы, земские и ведомственные железнодорожные, которые находились в ведении Министерства путей сообщения.
В городе Любань железнодорожная школа была построена в 70-е годы 19 века. В 1919 году в Любани было четыре школы – начальная городская в помещении бывшей церковно-приходской школы, школа девятилетка, преобразованная из высшего начального училища, железнодорожная школа ФЗС и школа девятилетка в бывшем коммерческом училище. Со временем железнодорожная школа и городская были объединены и находились в ведении Тосненского РОНО. Количество учащихся было 2200- 2 300 человек. В 1936 году школы были разделены на среднюю городскую и среднюю железнодорожную.
В Красном Бору в этот период существовала Единая Трудовая школа 1 и 11 ступени. Б.И.Стундсен вспоминала: «Наша школа помещалась в здании бывшей гимназии на Удельном проспекте (ныне Советском). Недалеко от нее находилась еще одна начальная школа ( 1 ступени) в здании бывшей земской школы, где я проучилась три года.
Помню это здание с довольно большими, просторными классами. Особенно запомнилась широкая лестница на 2-й этаж. По этой лестнице мы выстраивались в очередь за горячим завтраком. Чаще всего это была ложка гречневой каши и кусок селедки, а также похлебка, которую готовили в школьной столовой. В этой столовой мы поочередно дежурили – чистили мелкую полугнилую картошку. В те годы эти завтраки были большим подспорьем при общем скудном питании населения. Трудности были и в том, что зимой было очень холодно, так как школа плохо отапливалась, дети сидели валенках и пальто, не хватало учебников, тетрадей. Ученикам самим приходилось доставать где-то бумагу для письменных работ. Но, несмотря на все трудности, школа продолжала жить и работать. Хорошо помню заведующую школой 1-й ступени Лебедеву Анну Васильевну, учительницу географии Анну Михайловну с ее доброй улыбкой.
Примерно в 1920-21 годах сгорело здание бывшей гимназии, где помещалась наша школа. Возникли трудности с размещением учащихся. Старшие классы были переведены в здание на бывшем Троицком проспекте. Там же были размещены и мы, окончившие 5-й класс (1922 г.). Начался второй период обучения- 2-я ступень. Руководил школой в то время Богословский Анатолий Кириллович, он же был учителем истории и обществоведения.
9 класс для нас, выпускников, прошел под флагом «Дальтон-план. Так назывался новый метод обучения в старших классах введенный в виде эксперимента в некоторых школах и к сожалению в нашей. Этот план еще назывался «лабораторный», или «бригадный» По этому плану ученики объединялись в небольшие группы (бригады) в 2-4 человека. Уроков, как таковых не было, а обучение велось в виде лекций и консультаций. Проработав какую-то часть программы, учителя назначали дни для зачетов, и каждая группа выбирала по своему усмотрению удобные для себя дни для сдачи зачетов. Сдав один зачет, дома готовились к сдаче другого. Зачеты принимались, как нам казалось, формально, не учитывалась степень подготовленности каждого ученика. Хороший ученик мог один из группы активно отвечать, а оценка ставилась общая для всей группы. Очевидно, этот эксперимент не оправдал себя и в других школах, и «Дальтон-план» перестал существовать».
В Никольском в этот период работала школа 1-й ступени, расположенная в большом каменном здании в конце села с северной стороны. Оно было возведено в 1914-1915 годах как школьное. В ней продолжали преподавать учителя Е.И.Ананьева, А.И.Андреева, Е.И.Матросова, Ванины и др. В 1931 году она была преобразована в семилетнюю, директором этой школы, до начала Великой отечественной войны, являлся Кармановский Никандр Иванович. В декабре 1938 года в поселке Бадаева при стекольном заводе была выстроена средняя школа – десятилетка.
С 1927 по 1930 год в селе Никольском жил и учился Михаил Илларионович Рысев – герой Великой Отечественной войны. Десять успешных боевых вылетов совершил лейтенант Рысев, а в одиннадцатом бою его самолет был подбит. Герой летчик направил свой объятый пламенем самолет в скопление вражеских танков.
В 1914 году в поселке Ульяновка были, кроме гимназии, земская школа (учительница М. Благовещенская) и церковно-приходская школа в деревне Саблино на Московском шоссе, где учителем был В.П. Писарев, дом которого сохранился до наших дней. Зимой 1931 года гимназия сгорела.
В начале 30-х годов помимо существующей в поселке железнодорожной школы, была открыта начальная школа на улице С. Перовской, в доме № 2.
В Любани в начале 20 века работала железнодорожная школа, которая была построена на средства Главного общества Российских железных дорог напротив церкви Петра и Павла. В 30-е годы она оставалась семилетней железнодорожной, под №25. В 1941 году закончил 6 классов этой школы Рябов Виктор Васильевич, который во время войны был награжден Орденами Славы 3-х степеней.
Так называемая городская школа в Любани находилась на улице Ленина, по цвету стен ее называли «синяя». До войны в ней учился Борис Дмитриевич Кабышев, будущий летчик, которому в 1945 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
В селе Тосно в этот период предположительно было школы – земская средняя и две церковно-приходских, одна из которых была преобразована в 1-е Тосненское начальное училище. Дом, где оно располагалось, существует до сих пор, в нем до сих пор находится музыкальная школа. В 20-е годы Тосненское начальное училище стало называться сельская школа. Осенью 1923 года в тосненской сельской школе, была создана пионерская дружина, партийное бюро поручило возглавить ее комсомолке Зине Ростовцевой. Ребятам сразу понравилось все и своя организация по примеру комсомола, и новые обязанности, включающие занятия физкультурой, выпуск газеты. На лесопильном заводе ребята отработали пару субботников и на заработанные деньги купили барабан, пионерские шапочки – «полубуденовки» синего цветас красной звездочкой и красные сатиновые галстуки. Пионеры выезжали на слеты в Ульяновку, на экскурсии.
В Нурме бывшая земская школа стала единой трудовой школой 1- й ступени, то есть начальной. На период 1917 года было проведено ее обследование. Здание деревянное с железной кровлей, не отапливалось и не имело печей. В помещении стояло 20 парт для учеников. В школе 30 учащихся: 28 русских, 2 финны. В се 30 учеников – дети крестьян. В деревне Шапки в начале 20 века работала земская школа, при которой существовала библиотека. После установления Советской власти в Нурме была открыта еще одна школа для эстонских и финских детей, живших на хуторах близ деревни Нурмы. В Охотничий дом графа Воронцова переехала эстонская школа со своей библиотекой. В ней учились дети эстонских хуторян, поселившихся в окрестностях Нурмы. Потом она стала называться Гурловская эстонская трудовая школа 1-й ступени 4-х летка. Вскоре школа была преобразована в школу-семилетку. В нижнем этаже помещалась школа, на втором – Шапкинское лесничество. Особенности жизни школы того времени хорошо отражает статья из газеты «Ленинское знамя» за 9 февраля 1936 года под названием: «Эстафета имени X Съезда комсомола».
«7 февраля вечером Нурменская неполная средняя школа приняла эстафету, посвященную X Съезду комсомола, организованную областными нацменовскими газетами, и следующую из Мгинского района. В честь участников эстафеты силами школы был устроен спектакль. Утром участники эстафеты в количестве 4 человек, сопровождаемые до Тосно учениками Нурменской школы, вышли в Красногвардейский район на фабрику «Коммунар» – расстояние за один день. От Тосно до Красногвардейска эстафету сопровождает педагог Нурменской школы тов.Вальякко.» В деревне Нечеперть также работала земская 2-х классная школа. В небольших деревнях Тосненского района в этот период работали школы: в Бабино, Апраксином Бору, Коровьем Ручье, Гришкино, Нурме, Саблино, в Любани было железнодорожное училище и школа. В Шапках было три школы. Самые младшие учились у Раисы Ивановны в деревянном двухэтажном доме. Постарше – старой земской школе у церкви, а самые старшие, с 5-го класса в Школе Крестьянской Молодежи, расположенной в парке в бывшем усадебном доме генерала А.Д. Балашова. В школе был свой оркестр старинных инструментов, которым руководил Павел Игнатьев.