Упавший самолет был найден на болоте « Соколий мох» в районе деревни Гороховец. Во время работ по поднятию самолета были извлечены его части: фрагмент двигателя, руль направления, бронеплита. При последующих попытках подобраться к частям самолета произошло обрушение ямы и затопило водой, что сделало невозможным продолжение поисковых работ. Медведев О.В., как выпускник школы, всегда поддерживал связь со школьным музеем, и эта находка была подарена нам. Эта часть самолета может быть частью «ЯК -1». Она имеет серо-зеленую окраску, что говорит о летнем варианте данного самолета. Это подтверждает догадки об участии в боях за Ленинград в 1942 г. По номеру двигателя были сделаны запросы о данном самолете, летчике, чьи останки, пока не подняты. По архивным данным самолет ЯК-1 принадлежал 6 ИАК ПВО г. Москвы, который доставлял продукты в осажденный Ленинград. Предположительно летчик – Семченко Александр Леонович.
Согласно исследованию «Россия и СССР в войнах ХХ века» безвозвратные потери Волховского фронта и 54-й армии Ленфронта во время Любанской операции с 7 января по 30 апреля 1942 г. – 95064 чел. В операции по выводу из окружения 2-й ударной армии с 13 мая – 10 июля 1942 г. (2-я ударная, 52-я и 59-я армии Волховского фронта) – 54774 чел. Всего – 149 838. Если принять во внимание оглашенную немцами цифру — 32 759 пленных, 649 орудий, 171 танк, 2904 автомата, много пусковых установок и другое оружие, — и сведения о пробившихся из окружения. А. Исаев в книге «Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова» пишет, что к своим вышли из окружения к 29 июня 9462 человека, в том числе 5494 человека раненых и больных. К 10 июля – 146 человек. Отдельные солдаты и командиры выходили не на запад, а на юг. Приблизительно можно привести общую цифру убитых и умерших от ран – до 107 471 человек (Волховский фронт, 54-я армия Ленинградского фронта), с вычетом пробившихся к своим и пленных. Согласно информации. Приведенной ниже, мы видим, что летчики вели активные военные действия в небе над Киришской землей.
Список всех известных побед Гвардии капитана С. Г. Литаврина: ( Из книги М. Ю. Быкова – “Победы сталинских соколов”. Издат. “ЯУЗА – ЭКСМО”, 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) |
1 | 29.06.1941 г. | 1 Ju-88 | ст. Печоры |
2 | 04.07.1941 г. | 1 Ju-88 | оз. Псковское |
3 | 16.08.1941 г. | 1 Ме-109 | сев. ст. Вейман |
4 | 29.05.1942 г. | 1 Ме-109 | юго – зап. Волховстрой |
5 | 1 Ju-88 | Лезье | |
6 | 26.06.1942 г. | 1 Ju-88 | Городище |
7 | 1 Ме-109 | Оломна | |
Выделенные в тексте места, находятся на территории Киришского района.
Об истории создания самолета «ЯК -1»
В начале 1939 года правительство СССР поставило перед советскими авиаконструкторами задачу ускорить создание новых образцов военной техники. Особое внимание, естественно, уделялось самолетам-истребителям.
Значительного успеха в этом направлении добился коллектив, которым руководил А. С. Яковлевв. Конструкторы использовали опыт создании скоростного спортивного моноплана Я-7 (АИР-7). который в 1932 году с двигателем мощностью 450 л.с. достиг значительной по тем временам скорости – 330 км/ч.
Непосредственно самолёт создавался ведущим конструктором К.В.Синельщиковым и Главным конструктором завода № 115 К.А. Вигантом.
Спроектированный ими истребитель представлял собой моноплан смешанной конструкции. Ферменный каркас фюзеляжа был сварен из хромансилевых труб. Дюралюминиевая обшивка носовой части состояла из отдельных крышек, а боковые стенки хвостовой части фюзеляжа имели полотняную обшивку на деревянных стрингерах. Деревянное двухлонжеронное крыло имело 10-метровый размах и 17,15-мтровую площадь.
В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый V-образный двигатель М-105. При 2700 оборотах в минуту мотор развивал 1100-сильную мощность.
Вооружение самолёта первоначально составляла 20-миллиметровая пушка ШВАК.
Самолет, получивший обозначение И-26, впервые появился на аэродроме в январе 1940 года, а в марте летчик испытатель КБ А. С. Яковлев Ю. И. Пионтковский поднял его в воздух. Уже во втором полете самолет развил скорость 587 км/ч на высоте 5100 метров.
И-26 оказался прост в управлении и обладал хорошими летно-пилотажными качествами.
Вместе с тем, он был максимально технологичен.
Полученные летные характеристики позволили 27 апреля 1940 года принять решение о запуске опытной серии, не дожидаясь окончания заводских испытаний.
Во время выполнения 43-г полёта самолёт потерпел аварию, а Пионтковский погиб. Испытания машины продолжил П. Я. Федрови, который летал на всех Яках до Як-9Д.
10 июни 1940 года М-20 опытной серии был передан на государственные испытания в НИИ ВВС РККА– Знаменитый летчик-испытатель С. И. Супрун отмечал: «Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить самолет в серию».
Приближающаяся война заставила форсировать темпы производства. Так, до конца 1940 года ВВС было передано 64 самолета, с декабря 1940 года называвшегося Як-1 в первой половине 1941 года – 335, а до конца года – ещё 1019 машин. Всего же за годы войны построен 8721 самолет.
Самолеты Як защищали небо Москвы в 1941 году. Ими были вооружены 4 из 11 истребительных авиационных полков, входивших в систему ПВО Москвы.
На самолетах Як-1 и Як-1М начинали свои боевой путь и советско-французская эскадрилья «Нормандия». Французы легко освоили этот самолёт, так как до поражения Франции летали на Моранах и Девуатенах, построенных на сходных конструктивных принципах. Кроме того, прототипами двигателей М105 были французские моторы Hispano-Suiza 12Y.
Первыми из эскадрильи вылетели на боевое задание выполнили лейтенант Раймонд Дервиль и аспирант Альбер Дюран. Этот вылет состоялся 16 марта 1943 года. А первый боевой вылет всем составом эскадрилья совершила 5 апреля, когда 10 истребителей Як-1 сопровождали три бомбардировщика Пе-2. Охраняя их, летчики в этот день вели воздушный бой с Fw.190. За первые два месяца боёв летчиками «Нормандии» было сбито девять немецких самолетов: пять Fw.190, два Hs.126, один Bf.109 и один Bf.110. Потери эскадрильи составили четыре самолета и четыре летчика. В июне 1943 года французы пересели с Як-1 на Як-9.
Отличные боевые качества Яков позволили советским героям-летчикам бить даже превосходящего по силе врага. Так 12 марта 1942 года газеты «Правда» и «Красная звезда» сообщали о бое семи Як-1 под командой капитана Ерёмина против восемнадцати Me-109, шести Ю-87 и одного Ю-88. Наши летчики, не понеся потерь в этом бою, сбили пять Me-109 и два Ю-87, обратив в бегство остальных.
В ходе серийного производства самолет Як-1 неоднократно модернизировался.. Всё это повысило максимальную скорость, потолок и скороподъемность самолета.
Боекомплект пулемета составил 220 патронов, а боекомплект пушки был увеличен со 13 до 140 снарядов.
Нельзя сказать, что Як-1 был лишен конструктивных недостатков. Основным из них была течь топлива из баков. От вибрации при посадках перегородка, препятствующая перетеканию топлива в баках при маневрах, крепившаяся точечной сваркой, вырывала крепления вместе с телом стенки. Отмечалась слабая конструкция педалей, срыв покрышки колеса хвостовой опоры, массовое вывертывание шурупов, крепящих люки бензобаков, плохая видимость показаний бензомеров и другие недостатки. Как и на машинах других типов, из-за попадания влаги коробилась и расклеивалась фанерная обшивка.
В частях эту машину любили. Она была проста и легка в полете, неприхотлива в обслуживании. Не случайно, единственный женский истребительный авиаполк (586-й иап) в январе 1942 года получил 24 самолета именно этого типа. В 125 воздушных боях летчицами полка было сбито 38 немецких самолетов Самой результативной из женщин-летчиц оказалась Ольга Ямщикова, воевавшая в том же 586-м иап и сбившая 17 самолетов врага.
ЯК-1 производился с 1940 по 1944 год. Всего было построено 8734 самолётов всех модификаций
Источники:
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград
Полигон. С.Кузнецов. Первый Як А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны Авиация и Время. Константин Косминков. Трудное рождение первенца Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы Крылья Родины. Юрий Сергеев. “Красавец” спешил на фронт Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950.
Сведения о самолете получены из рассказа члена поискового отряда « Белый кречет» Медведева Олега Владимировича.