История образования в Нурме и Нечеперти

Школа: История школьного образования в Нурме и Нечеперти

Город: Нурма

Татьяной Ивановной  Антипенко.

МКОУ «Нурменская средняя общеобразовательная

школа им. генерал-майора В.А. Вержбицкого»;

В отчетах Шлиссельбургского земства за 1910 год указано, что в деревне Нурма открыта земская школа, известно имя учительницы: Катц Надежда Карловна, получившая образование в Мариинском институте и в учительской семинарии. Была допущена к преподаванию по свидетельству Санкт-Петербургского Епархиального училищного Совета. В 1914 она была направлена на первый Всероссийский библиотечный съезд.

По воспоминаниям старожилов деревни земская школа сначала разместилась в наемной избе крестьян Бадловых.

В 1914 году Шлиссельбургская земская управа выделила на строительство новой школы 4 000 рублей, и на окраине деревни было построено новое здание земской школы, типичное для сельской местности той поры.

Новая школа была деревянной, с печным отоплением, освещалась керосиновыми лампами. В ней были 2 классные комнаты и квартира для учительницы. Во дворе находились дровяной сарай, колодец и уборная.

Большинство земских начальных школ было рассчитано на трехлетний срок обучения, в остальных обучение продолжалось 4 года. Учебные пособия, как и самое обучение, были бесплатными. Учащиеся получали начальные сведения по естествознанию, географии, истории родной страны. Появились парты с откидной крышкой на петлях, выемкой для чернильницы и ложбинкой для ручки и карандаша. Парты разрабатывались с учетом мнения врачей, физиологов, гигиенистов и др. Они служили школьникам до 70-х г. ХХ в.

Преподавался, конечно, и Закон Божий, однако в земских школах внедрение этого предмета осуществлялось значительно мягче, чем в церковно-приходских учебных заведениях.

В школьном музее хранится папка «Воспоминания старожилов Нурмы». В ней есть воспоминания старейшего жителя деревни Шурыгина П.Я., записанные в 1998 г. о том, как он в 1914 г. пошел в первый класс новой школы. Она казалась ему большой и красивой. Он рассказал, что изучал Закон Божий, учили строго, за нарушения дисциплины ставили в угол на колени. Жили бедно, голодно, дети ходили как оборванцы.1

История земской школы в Нурме оказалась очень короткой, грянула революция 1917 года, полностью изменившая судьбу страны и школы. В 1918 году в стране стала складываться единая система советской школы. Вместо ранее существовавших гимназий, реальных училищ, церковно–приходских, земских школ и др. была создана Единая Трудовая школа двух ступеней: первая – для детей от 8 до 13 лет, вторая – для детей до 17лет.

Сведения об этой школе после революции 1917 г. сохранились в Центральном Государственном архиве Санткт-Петербурга. В листе обследования Нурминской школы Лезьинской волости содержаться следующие интересные факты :

Здание школы деревянное с железной кровлей, не отапливается, не имеет печей

Вентиляция: в классе 2 форточки, но приходится часто открывать дверь в сени

Нужна кадка для воды

Мебель: 20 двухместных парт, требующих ремонта. Некоторые очень неудобны для детей.

Стульев и табуреток нет.

2 классные доски в удовлетворительном состоянии

Классные пособия: Карта полушарий и карта Европейской России. Старые издания. Физическая карта Европы (новая). Исторических карт нет. Есть

«Исторический атлас русской истории в картинках» издания Сытина, 40 зоологических таблиц, 17 картин по географии и 8 для бытовых бесед.

Библиотеки нет, но настоятельно необходима

Письменные принадлежности: На ученика выдано по одному карандашу, по одной тетради

Снабжается дровами за счет крестьян удовлетворительно

Крайняя нужда в ученической библиотеке, в физических приборах, коллекциях, хотя бы в минимальном количестве.

В школе одна учительница 1864 г. рождения, стаж работы 27 лет. Окончила дцухгодичные педагогические курсы, беспарийная

Социальное происхождение учащих: дочь личного дворянина Зарплата 40 руб. в месяц

Продолжительность работы учительницы в данной школе 2 года и 3 мес.

В школе 30 учащихся: 28 русских, 2 финны. Все 30 учеников-дети крестьян. Мальчиков 21, девочек 9

Занятия в этом учебном году начались 15 сентября

Причины пропусков занятий : Осенью — работа на огороде, сбор овощей. Зимой- неимение обуви или неотложная работа дома.Общее количество детей от 8 до 13 лет-32,10 не посещают школу.2

В списках личного состава школьных работников за 1924-1925г. Есть подробные сведения об учительнице , составившей этот лист обследования.3

Нурминская 1 ступени школа:

Фортунатова Евгения Михайловна. Возраст 60 лет. Окончила педагогические курсы. Стаж 25 лет. Работает в Нурминской школе 2 года и 2 месяца. Разряд 14. Председатель комитета избы-читальни, руководит кружком самообразования, кружком «Долой неграмотность!» . Об этой учительнице нам рассказывал ветеран Великой Отечественной войны Фролов Николай Иванович, коренной житель Нурмы. Он сообщил,, что Евгения Михайловна после выхода на пенсию жила в Нурме и погибла в Ленинграде в годы блокады.

 

В начале 30-х годов в стране принимается Закон об обязательном начальном четырехклассном образовании детей. Это значило, что все дети школьного возраста должны закончить четырехлетнюю начальную школу. Появились единые учебники, но школьной формы у учеников не было. В классах стояли парты, на которых были установлены чернильницы. Дневников не было, оценки ставились в журнал и тетради.

Великая Отечественная война нарушила мирную жизнь школы. Два с половиной года Нурма была во вражеской оккупации — с 28 августа 1941 года по 27 января 1944 года. Старожилы рассказали, что школьные здания были заняты фашистами для своих целей: в бывшей земской школе размещались фашистский клуб и казино, где соорудили сцену и показывали кино, а затем устроили конюшню. Охотничий дом был занят под госпиталь для немецких солдат.

По воспоминаниям старожилов, хранящимся в школьном музее, оккупанты открыли в Нурме свою школу для желающих. Ученикам выдавались продовольственные карточки, нашли русскую учительницу, но учеников набралось немного, поэтому занимались все в одной комнате обычного деревенского дома. За посещение занятий оккупанты выдавали ученикам карточки на хлеб. Подростки с 12 лет вынуждены были работать на фашистов. Самой тяжелой была работа на лесоповале. За буханку хлеба и порцию баланды ребята от 12 лет вместе со взрослыми валили лес, рубили сучья, связывали бревна проволокой и укладывали на дорогу Тосно — Шапки, которую называли «лежнёвкой».

В 1943 году фашисты начали выселять местных жителей из 50-километровой прифронтовой зоны вокруг Ленинграда, чтобы они не оказывали помощь партизанам и советским войскам. Жители Нурмы были вывезены в Прибалтику, Германию и Австрию. В деревне остались только немецкие солдаты, выведенные с передовой линии фронта на отдых и лечение. Они жили в домах местных жителей, приспособив их к своему укладу. Были устроены деревянные двухъярусные нары, вместо разрушенных печек устроили печки-буржуйки из бочек из-под бензина.

Нурма была освобождена от немцев 27 января 1944 года воинами 364-й стрелковой Тосненской Краснознаменной дивизией, командиром которой был В. А. Вержбицкий. Его имя присвоено нашей школе в 1996 году.

В мае1944 года в деревню стали возвращаться эвакуированные местные жители. Нурма встретила их плачевным видом: пустые дома стояли с выбитыми стеклами, кругом патроны, снаряды, разбитая техника, следы поспешного фашистского бегства…

В сентябре 1944 года дети начали учебный год в доме местного жителя Ковалёва Петра Васильевича, поскольку здание школы было практически разрушено фашистами. В 1945 году его отремонтировали, и там стали заниматься ученики 1-4 классов. В одной комнате учились 1-й и 3-й классы, в другой — 2-й и 4-й. Учеников было немного, в одном классе могли учиться малыши и так называемые ученики-переростки, которые вернулись из фашистского рабства. Пожилые люди сохранили в душе светлые и добрые воспоминания о своих учителях.

Многие помнят учительницу начальных классов Марию Григорьевну, которая приехала в Нурму в шинели, прямо с фронта. А вот фамилию ее никто вспомнить не смог. В годы блокады Ленинграда она водила машины по «Дороге жизни», и ее рассказы об этом произвели неизгладимое впечатление на детей. Другая учительница, Замятина Наталья Федоровна, была родом из дворян. В годы гражданской войны она была сестрой милосердия. Её интеллигентность, манеры, одежда, вызывали глубокое уважение родителей и детей.

Хорошо запомнившимся учителем был Ермолаев Валентин Кузьмич, учитель-фронтовик. Он ходил в гимнастерке, с медалями на груди. Любил дисциплину, порядок.

По воспоминаниям ветеранов, учились все с интересом, на переменах не было хулиганства. Песни пели веселые, в основном военные. В школе был печное отопление, стояли старые парты с чернильницами. В Нурменской начальной школе было 4 класса. После окончания 4-го класса сдавали экзамен. С 5-го класса учились в Тосно. Ходили туда пешком, а иногда ездили на поезде (электричек тогда не было). Домой возвращались поздно.

По данным архива в г. Выборге

Результаты учебной работы за 1945/46 уч. г.

1 класс-33 ученика

2 класс -26 учеников

3 класс-11 учеников

4 класс-6 учеников, 5 переведены в следующий класс, 1 оставлен на второй год

Замятина Н.Ф.-завед. Нурменской нач .школой. 1946 г.

Данные об успеваемости на 1946/1947 г.

1 кл. 16 детей

2 кл.29

3 кл.-19

4 кл.-6

Всего 1-4 кл. к концу уч. г. 70, на второй год остались 3 чел.

1947/1948 уч.г. В школе числилось 81 ученик. Зав школой Ермолаев В.К.

25 августа 1955 г. зав. Нурменской начальной школы Литвинова Р.Н.

В 1961/1962 уч. г. в Нурменской начальной школе училось 85 детей

1963-1964 уч. г.:

1 кл.-20

2 кл.-27

3 кл.26

4 кл.-19

Всего 92 ученика. Заведующая школой Лавренко З.И.

Из воспоминаний Ковалева Ю.М.:

«Я учился в школе в школе в 1944- 1948 г. в Нурме, затем в Тосно. Сначала учились в доме у Ковалева Петра Васильевича. Во втором классе было 4 ученика, вернувшихся домой. Это я и еще один Ковалев, Антонов Женя и Антон Комар. Учительница Наталья Федоровна. В 3 и 4 класс я ходил уже в отремонтированное здание бывшей земской школы. Учились в одном классе малыши и переростки, которые не учились в годы войны. В школе у немцев было общежитие, потом конюшня, был колодец, погреб. Еще сохранялась сцена, устроенная немцами.Учились Вера Кондратьева (Хейнонен), Шурыгина. Учительница Наталья Федоровна и Раиса Ивановна. Затем они жили в Тосно. В 3 классе учились 2 Ковалева, Олег тети Фроси, Женька

После войны писали на обоях, сорванных со стен. Дома у меня было собрано с мест боев 4 винтовки, 2 автомата, немецкая винтовка. Дрова колол саблей. В каждом доме были ящики с потронами, с запалами.»

С 1954 по 1976 год учителем начальных классов работала Поморцева (Лавренко) Зоя Ивановна. Среди пожилых жителей Нурмы и сейчас много ее учеников.

Много лет отдала школе Ялымова Татьяна Михайловна. Она приехала в Нурму после окончания педучилища в 1959 г. и ушла на заслуженный отдых в 1979 г. В музее хранятся ее воспоминания о том времени.

В 1970 году в Нурме началось строительство большого свиноводческого комплекса «Восточный». Было заложено четыре пятиэтажных дома для работников совхоза. Началось строительство магазина, дома культуры, детского сада и новой школы-десятилетки.

Нечеперть впервые упоминается в Дозорной книге Водской пятины (Корельской половины) за 1612 года, отмечена на Шведской карте 1676 г.

Школа в Нечеперти

С начала 18 в. деревня вошла в мызу Шапки, пожалованную Петром I князю В. В. Долгорукому, которая в дальнейшем принадлежала духовнику Елизаветы Петровны Ф. Я. Дубянскому, а с 1813 его внуку Александру, основавшему свою усадьбу – Александровка, куда и вошла Нечеперть.

В 19 в. деревня входила в состав Шлиссельбургского уезда, 1 стан, Шапкинскую волость.

В начале ХХ в. в деревне существовала земская школа, при которой была и библиотека. Учительницей много лет служила Карзова О.– она же являлась заведующей школьной библиотекой, проводила тематические вечера с показом «туманных картин» (прообраз дипроектора). Лесопромышленник А. Д. Кононов, владелец больших земельных угодий в Шлиссельбургском уезде, почетный мировой судья. Подарил Нечепертской школе «Волшебный фонарь» также являвшийся прообразом диапроектора

В 1914 г. израсходовано на ремонт и расширение Нечепертской двухклассной школы 4000 руб. Учительница Корзова О.

В советский период деревня входила:

1917-2.1923 Нечепертский с/с, Шапкинская вол., Шлиссельбургский уезда

1941-1.1944 германская оккупация.

В Нечеперти застала оккупация будущую известную разведчицу-партизанку, юную ленинградку Нину Куковерову.

Из воспоминаний Соловьева А.С.:

“После войны в деревне Нечеперть был лагерь для немецких военнопленных. Там было примерно 120 человек. Начальник лагеря старшина Самсонов Алексей. Лагерь состоял из бараков, окружен колючей проволокой с вышками. Находился в ведении воинской части НКВД, не охранялся, т.к. бежать военнопленным было некуда. Немцы ходили свободно, часто приходили в Нурму. В лагере немцы выращивали овощи: помидоры, капусту, свеклу, морковь, картошку. Осенью они привозили овощи на подводах на станцию в Нурме для отправки в Ленинград. В 1948 г. все немцы выехали в Германию»

Из воспоминаний Ковалева Ю.М.:

«В Нечеперти немцы держали скот, были коровники. Ремнев – директор или начальник отделения.»

В 1949 году все финны уехали в Финляндию, оставшиеся русские постепенно переселились в Нурму. Колодцев в деревне не было, и местные жители брали воду для питья из небольшой и неглубокой речки Войтоловки, которая начиналась у подножия бугра от слияния Гурловки и безымянного ручья. Позже ее приток – Иголинка принес в Войтоловку сточные воды из-под свинооткормочного комплекса.

На 1966 г. и 1973 г. деревня также входила в Шапкинский с/с. Ближайшая ж.-д. станция – в 8 км. – Нурма. Расстояние до центра сельсовета – 17 км.

С 1955 г учительницей в Нечепертской начальной школе работала Кокоричева Клавдия Михайловна. В 1967 г. школу закрыли.

На здании школы была мемориальная доска, посвященная Нине Куковеровой, проводились пионерские сборы, совершали экскурсии ученики Шапкинской и Нурменской школ

Деревня была снята с учета Решением Ленинградского облсовета №249 от 21.08.1989.

После установления советской власти в  в Нурме была открыта еще одна школа для эстонских и финских детей, живших на хуторах и в деревнях близ Нурмы. В Охотничий дом переехала эстонская школа со своей библиотекой. Раньше она размещалась в деревянном доме, построенном на средства эстонских переселенцев. В ней учились дети эстонских хуторян, поселившихся в окрестностях Нурмы после отмены крепостного права.

 

В школьном музее хранятся две фотографии школьного здания, сделеланные в революционном 1917 г. предпринимателем из с. Шапки Яковом Нерманом. У местных жителей не сохранилось ни одной фотографии этой школы, поэтому они рассматривают эти фото с неизменным волнением. Красивое здание из кирпича, крытое железом в стиле северного модерна было разрушено в годы Великой Отечественной войны.

Гурловская эстонская трудовая школа

Нурменский Охотничий дом. В этом здании с 1918 г. размещалась Гурловская эстонская трудовая школа 1 ступени 4-х летка.

 

В листе обследования этой школы за 1925 г. о ней имеются следующие  сведения:

Гурловская эстонская трудовая школа 1 ступени 4-х летка

Год основания школы 1918 год. До революции была сельская школа на хуторе

Здание школы каменное. Национализированное. Бывший охотничий дом графа Воронцова

В нижнем этаже помещается школа , на втором этаже Шапкинское лесничество

Одна классная комната 8 12 4 ½, уборная в здании, приспособленная

При школе интернат на 5 человек, в здании, одна комната 4 6 4

При школе нет никаких хозпостроек. Крайне важен сарай для дров. Требуется ремонт печей

Школьного участка нет

Школьный инвентарь: 1 ведро, 1 кадка для воды, полка для посуды, 1шкаф, 3 лавки

Мебель: всего на 25 учеников 5 парт двухместных и 5 парт 3-х местных. Требуют починки.

Одна классная доска. Требует починки.

4 стула и одна табуретка

Сцена оборудована эстонской молодежью для постановки спектаклей давно

Есть глобус

На ученика выдано по 2 карандаша, одному перу, ½, листка бумаги

Школа хорошо снабжается дровами в 1924-1925 г. Дрова отпускаются за счет ВИКа

В школе одна учительница 1898 г.р., окончила 6 классов гимназии, учительствует 7 год, в данной школе учит 3-й год, беспартийная. Своего хозяйства не имеет,социальное происхождение-крестьянка.

Зарплата учителя 29 руб. 90 коп. У сторожа-11 руб. 70 коп.

Всего в школе 22 человека- дети крестьян и трое дети служащих, 13 мальчиков и 12 девочек.  Учительница Гурловской школы А.И.Генендорф

09 февраля 1925 г.1

 

 

Вскоре эта школа была преобразована в школу- семилетку.

Особенности жизни школы того времени хорошо отражает статья «Эстафета имени X Съезда комсомола» в газете «Ленинское знамя» за 9 февраля 1936 года: «7 февраля вечером Нурменская неполная средняя школа приняла эстафету, посвященную X Съезду комсомола, организованную областными нацменовскими газетами, и следующую из Мгинского района В честь участников эстафеты силами школы был устроен спектакль.

Утром участники эстафеты в количестве 4 человек, сопровождаемые до Тосно учениками Нурменской школы, вышли в Красногвардейский район на фабрику «Коммунар» — расстояние 60 км.

Участники эстафеты предполагают пройти это расстояние за один день.

От Тосно до Красногвардейска эстафету сопровождает педагог Нурменской школы тов. Вальякко.»

 

В интернете нам удалось обнаружить еще один документ об этой школе , характеризующий сталинскую эпоху в истории школы :

«С.448. Даниеотсбак Рихард Андреевич , 1904 года рождения , финн , беспартийный , педагог финской неполной школы в деревне Нурма Тосненского района Ленинградской области; проживал по месту работы. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 17 января 1938 г. приговорен по ст.58-4-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания . Расстрелен 27 января 1938 г». К сожалению , никто из старожилов не смог нам рассказать подробнее об этом прискорбном событии .

В 1939 году в нашем крае были ликвидированы национальные сельские советы как искусственно созданные, затем были закрыты школы для национальных меньшинств. Обучение  стали вести на русском языке.  Русские дети Нурмы после окончания начальной школы стали учиться в Нурменской неполной средней школе, расположенной в Охотничьем доме. Ранее приходилось ездить в Тосно.

Из воспоминаний Кондратьевой М.И.:

«Школа находилась в бывшем графском доме. У нас дома его называли Мызой.  Перед мызой красивые резные клумбы, по сторонам аллеи, сосны, березы, липы. На второй этаж здания вела красивая резная лестница с головами коней. На  первом этаже  белый блестящий резной камин, наверху белые печи. В годы войны в Мызе находилась комендатура.»

О жизни школы в этот период дают некоторое представление статьи из районной газеты «Ленинское знамя» за 1940-1941 г. Копии статей хранятся в школьном музее. В них рассказывается об успехах в изучении сталинской Конституции, о родительском собрании в школе, плохом поведении некоторых учеников.

Попов. Конференция родителей //Ленинское знамя. 1940.  29 марта.  N 73. C. 4.

Нурминская неполная средняя школа провела конференцию родителей. Директор школы тов. Ходзицкий прочел доклад на тему “Семья и школа”, а тов. Попов лекцию “Гигиена ребенка”.  Докладчику и лектору было задано много вопросов. Конференция прошла при большой активности родителей.

 

Никонова А. Я. Хорошая работа селькома //Ленинское знамя. 1940. 21 ноя.

 

12 ноября состоялось отчетно-выборное профсоюзное собрание членов союза работников начальной и средней школы Нурминской НСШ. Работу сельскома возглавляет учительница-отличница В. Я. Осипова. К собранию все было тщательно подготовлено. Отчет утвержден сельсоветом. В отчетном докладе В. Я. Осипова рассказала о том, как сельсовет борется за повышение успеваемости в школе, как привлечь членов союза к проведению общественной работы на селе, работают над собой. Все учителя нурминской НСШ изучают “Краткий курс истории ВКП (б)”, ежемесячно проводятся товарищеские собеседования.  Селькомом проявлено много заботы о бытовом обслуживании членов сельсовета. Члены союза селькома дали обязательство усилить оборонную работу путем организации кружков и сдать нормы на оборонные значки, а также включить всех учителей в работу по завершению ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Работа сельскома нурминской НСШ и его руководителя В. Я. Осиповой служит образцом умения сочетать хорошую производительную работу с общественностью и честностью выполнения наказов своих членов союза. Так должны работать все избранные в руководящие органы члены профсоюзной организации.

 

 

Меттинен М. И. Родительская конференция //Ленинское знамя. 1940. 18 дек. N 292. C. 4.

 

В воскресенье, 15 декабря в нурминской неполной средней школе состоялась родительская конференция. На конференции присутствовали родители 70 учащихся. С докладом на тему “Как следует воспитывать молодых граждан нашей страны”  выступил директор школы Т. М. Горавнева.  В прениях по докладу выступили 12 человек: тт. Свешникова, Сильвандер, Клементиль и др.  В школе была организована выставка детских рисунков. Конференция прошла с большим подъемом.

 

 

Ходзицкий П., [педагог Нурминской НСШ]. Напишу брошюру //Ленинское знамя. 1941. 1 янв. N 1. C. 2.

 

В нашей стране счастье народа зиждется в радостном, освещенном лучами Сталинской Конституции творческом труде. Одним из счастливых моментов в моей жизни, как педагога, в 1940 г.- это достижение учащимися за первое полугодие стопроцентной успеваемости по моему предмету- Конституции СССР. В течении летнего времени 1941 года я мыслю написать для родителей брошюру “Воспитание трудовых навыков в семье и школе”.

 

 

Ходзицкий П Родители и дети //Ленинское знамя. 1941. 1 марта. С. 3.

 

Ученик 4 класса Нурминской НСШ Вайнонен Андрей учится плохо, домашние задания не готовит, курит. Обследование семьи показало, что мать работает в колхозе “Войтая”, считает его старшим в семье, не желает, чтобы он учился,  разрешает курить и хочет, чтобы он работал. Ученики V класса этой же школы Укконен Михаил и Котцелайнонен Отто отказались ходить в школу с разрешения своих родителей и плетут дома рогожи для цветочных магазинов. На требование школы вернуться к учебе, они отвечают: “Мы окончили начальную школу, нам образования достаточно”.  Ученики IV класса Копейкин Николай и  VI класса Кондратьев Виктор 1 января напились пьяными.  Их родители спокойно с этим фактом мирятся.  В стенах школы эти ученики курят, учатся плохо, от учебы отказываются. Родители же говорят: “Мы бессильны с ними что-нибудь сделать. Они нас не слушают”.  Ученица VII класса М. А. училась плохо.  В первой четверти школу оставила и поступила куда-то на курсы. Когда классный руководитель  во время учебы М. А. в школе интересовался у родителей, что их дочь делает по вечерам, ответ был один- занимается приготовлением домашних заданий.  Случайно в руки учителей попала толстая тетрадь с надписью на обложке “Разного рода песни и стихи”. Перелистываем. Читаем.  И что же здесь- и “Утомленное солнце”, и песенки улицы, и цыганщина, и стишки с порнографическим душком. В тетради более 120 записей.  Вся эта мразь тщательно, хоть и полуграмотно записана. Проделана кропотливая работа. Убито драгоценное время, а в результате неполная средняя школа не окончена.

Родители- грамотные люди, но  сразу не поняли, чем так старательно почти каждый вечер занята их дочь.  Какие же человеческие качества надо прививать? Это, во- первых, любовь к своему народу. Во-вторых, честность. В-третьих, храбрость. В- четвертых, товарищескую спайку. В-пятых, это надо любить труд. Эти замечательные слова М. И. Калинина должны знать и помнить каждый отец и мать. Обязанность родителей- забота о воспитании своих детей, чтобы их сыновья и дочери выросли достойными гражданами нашей родины. Отец и мать ученицы V класса Лили Хуссу из колхоза “Кантуль” внимательно следят, как проходит день их дочери. С кем она общается и что делает. Летом она помогает в сельском хозяйстве. Лиля Хуссу- отличиница учебы. П. А. Сильвандер (колхоз “Жоржино”) говорит: “Мое слово- закон для детей. Провожу с ними часто беседы, совместно с ними читаю. Повседневно наблюдаю за их учебой. Стремлюсь сделать из них полезных обществу людей. Дети Сильвандера учатся хорошо, инициативны. Старший сын Эйно в часы своего досуга создал по биологии ряд прекрасных учебных пособий. Гражданка Спиридонова (дер. Нурма) мать двоих детей, вдова, работница транспорта,  говорит о воспитании детей: “К своим детям я требовательна. За плохую работу, сделанную ими, я не ругаю, а объясняю, как нужно было сделать, чтобы больше ошибок не повторять. В вечерний час, как правило, за общим столом мы работаем- дети выполняют свои домашние задания по школе, а я занимаюсь своим делом. Иногда, старший сын, ученик VI класса читает вслух. Мы слушаем, беседуем. В семье у нас- глубокая любовь друг к другу.  Сын мечтает быть военным. Его я поддерживаю.  За своих детей я спокойна. Я знаю, что они будут полезными членам общества и займут не последнее место в жизни. В школе они учатся хорошо и отлично, на родительских собраниях я слышу о своих детях  только приятное сердцу. Таких примерных родителей много. Огромную любовь к детям и заботу о них проявляли тт. Ленин, Горький, Киров. Любит и заботится о них И. В. Сталин. Долг кажого родителя- воспринять эту чуткость и любовь к своим детям, заботиться о них, воспитываатть из них стахановцев труда, следить пристально за их досугом и занятиями, быть примером для своих детей в поведении в личной и общественной жизни.

В настоящее время осталось мене десятка жителей, которые получили образование в Нурменской школе до войны, среди них — ветераны Великой Отечественной войны братья Фроловы, Александр Иванович и Николай Иванович, частые гости нашей школы. На встречах в школьном музее они вспоминали о своем довоенном детстве, рассказали, что перед школой были красивые вырезные клумбы, аллеи из лип, берез, сосен. Здание школы было двухэтажным, из красного кирпича, на второй этаж вела парадная лестница, на стенах висели охотничьи трофеи (оленьи рога), много картин на тему охоты; очень красив был резной, белый блестящий камин. Учиться в такой школе было престижно, тем более что мало кто имел в те годы 7-летнее образование.

 

 

 

 



Нас поддерживают

ЛООО СП «Центр женских инициатив»
Ленинградская область, г. Тосно, ул. Боярова, д. 16а
Телефон/факс: +7-813-61-3-23-05
Email: wic06@narod.ru

Добавить свою историю

Хотите стать частью проекта и поделиться семейными историями и воспоминаниями о войне и военных годах?

Прислать историю