Возрождение системы образования и школ к новой жизни.

За годы Великой Отечественной войны в Тосненском районе было  уничтожено 128 населенных пунктов, все колхозы, промышленные предприятия, 7 домов отдыха, и санаторий, 10 клубов, 80 школьных зданий,  9 больниц и амбулаторий. Фашисты вырубили около 40 тыс. гектаров леса.

Сразу после освобождения района в начале 1944 года население стало возвращаться на родину. Постепенно шло восстановление сельского хозяйства, промышленных предприятий и школ. Возрождая систему образования Тосненского района   руководителям,  предстояло решать массу сложных вопросов. Остро стоял вопрос о педагогических кадрах. Восстановленные и вновь открывающиеся школы требовали притока учителей. Также чрезвычайно важно было наладить переподготовку учительских кадров, повышение квалификации и подготовку новых учителей. Для директоров и учителей Ленинградской области была организована сеть кратковременных курсов, на которых занимались более 600 человек.

Сразу после освобождения района в 1944 году начались занятия в школах. 80 школ было разрушено, и для учебы подыскивали другие подходящие помещения. В поселке Форносово уроки проходили в здании железнодорожной станции. Первым директором этой школы была О.К.          Алексеева.

Здание железнодорожной  школы №27  (Красная школа) в Тосно очень пострадало, быстро его отремонтировать не представлялось возможным, поэтому школу для детей железнодорожников открыли в недостроенном немцами доме (предположительно там хотели устроить концларерь), на Коллективной улице. Закончили строительство предположительно в 1946 году. В этом помещении было 5больших комнат, в которых разместили 7-ми летку. Она работала приблизительно до конца 50-х годов. Потом была закрыта, а в этом помещении открыт детский садик в 1960 году.

Ушакинская школа также начала работу в первый послевоенный год.

Ксения Алексеевна Трофимова  так вспоминает первые дни своего возвращения в Ушаки:

«…Ушаки… Дома пустые, двери и окна распахнуты, полы выломаны. Обилие немецких построек: 4 пекарни, гаражи, сараи… Людей нет. Пустая деревня производит более страшное впечатление, чем лес… Люди угнаны в фашистскую неволю… Но сама станция уже живет. Самоотверженно трудятся движенцы и путейцы. Поезда ходят раз в сутки до ст. Волхов-мост. (Мост взорван). В Тосно за хлебом и по делам едешь утром, а обратно – пешком или «с оказией». Основных занятий два: очищать от нечистот школьные здания и отвечать на письма близких и родных о том, что их семьи увезены в Германию. Что сказать еще? Мы не знали…  А в зданиях школы мы распахнули окна и выбрасывали все подряд: топчаны, солому, бинты, банки-склянки… А что могли еще сделать  две слабые женщины: одна израненная, а другая – блокадница… Вскоре стали прибывать люди ( Ксения Алексеевна работала вместе с Анной Матвеевной – депутатом Ушакинского сельсовета)

Однажды солнечным апрельским утром прибыли на лошади и с двумя коровами директор совхоза Ушаки Тепляков, бригадир Ифаненкова и доярка Тоня. Правление совхоза тогда располагалось в Ушаках. Принялись за восстановление хозяйства. У многих тружеников были дети, Набралось 15 человек из разных классов. Насобирали на чердаках старых учебников и стали заниматься. Надо было отвлечь ребят от опасных хождений по оставшимся складам боеприпасов. Трудно было с питанием. Съездили на воинских лошадях в Марьино, набрали в подвалах мороженной картошки – хорошая добавка к скудному пайку. Стали приходить письма от эвакуированных учителей. Анна Матвеевна через Отдел учебных заведений организовала им вызовы на работу». Ушакинская школа  в период с 1953 по 1963 дважды преобразовывалась. В 1953 году в десятилетнюю, в 1960 – в восьмилетнюю, а в дальнейшем снова в десятилетнюю.

Ксения Алексеевна Трофимова в общей сложности проработала в школе села Ушаки 40 лет! Из них 20 на руководящем посту – завучем. К ней за опытом приезжали учиться педагоги из других школ. Именно под руководством Ксении Алексеевны создавались методические пособия  по новым формам школьного образования. Никаких почетных званий и наград не имела, оставила после своей смерти огромное поэтическое наследие, и память о себе в сердцах благодарных учеников.

Большую работу провела дирекция Ульяновской школы по восстановлению здания после войны, ремонту парт, столов. Учителя З.М. Тихомирова и А.А. Воробьева отработали по 200-280 часов на ремонте школы. Занятия возобновились в 1944 году. В 1945 года газета «Ленинское знамя» писала: «Занятия в Ульяновской семилетке производятся в 4 смены со скудным керосиновым освещением из-за отсутствия парт». Рябова Клавдия Васильевна вела два класса в две смены по 62 человека в каждом!

А вот как вспоминает первые послевоенные годы бывший директор Любанской семилетней школы Исаков Николай Иванович. Он воевал в составе 2-й Ударной армии, которая разорвала немецкий фронт в районе Мясного Бора и начала освобождать любанскую землю.

« Любань – груда развалин, еще многие жили во времянках, в землянках. Школьное здание ( имеется ввиду семилетняя школа) разрушено немцами при отступлении, в ней размещался госпиталь. Небольшая группа учеников занималась в четырех домах деревни Любань. Школа восстанавливалась методом «народной стройки». Учителя после занятий одевали робы  и превращались в строителей. Директор школы Иванов М.Ф. – в прораба. В народе его называли «Царь-плотник». К началу 1949 года школа была восстановлена, хотя в ней не было воды, электричества, отопление было печное. Но это была победа! Неслучайно в этот год школе присвоили гордое имя 1-го революционера А.Н.Радищева. Народная стройка продолжалась. Большую помощь в этой стройке оказало Военное училище подводного плавания ( они на лето арендовали часть помещений школы). Курсанты училища проверяли на безопасность школьную территорию: удалили более 200 мин, а учащиеся вместе с учителями создали пришкольный участок и школьную спортивную площадку. В ходе областного смотра спортплощадка заняла 1-е место. На лето школьные помещения арендовал Профком Ленинградского почтамта для пионерского лагеря. Они образцово отремонтировали все помещения школы, организовали водоснабжение». В  этот период  в Любани  уже работали 3 школы: две семилетки – железнодорожная и городская, а также начальная школа.

Из воспоминаний Ковалева Ю.М.Нурма.

«Я учился в школе в 1944-1948 году в Нурме, затем в Тосно. Сначала учились в доме у Ковалева Петра Васильевича. Во втором классе было 4 ученика, вернувшихся домой. Это я и еще один Ковалев, Антонов Женя и Антон Комар. Учительница Наталья Федоровна. В 3 и 4 класс я ходил уже в отремонтированное  здание бывшей земской школы. Учились в одном классе малыши и переростки, которые не учились в годы войны. В школе у немцев было общежитие, потом конюшня, был колодец, погреб. Еще сохранилась сцена устроенная немцами. После войны писали на обоях, сорванных со стен. Дома у меня  было собрано с мест боев 4 винтовки, 2 автомата, немецкая винтовка. Дрова колол саблей. В каждом доме были ящики с патронами с запалами»

В числе первых объектов  в Тосно восстановили мост через р.Тосну, артезианские колодцы и школу. Уже в 1944 по распоряжению Тосненского исполкома Райсовета, в школах возобновились занятия.  В конце 1944 года средняя школа в Тосно уже начала свою работу, ее директором  являлась Валентина Васильевна Кочанова, завучами – Ястребов и Вахмистров. Газета «Ленинское знамя» писала 3 сентября 1944 года о школе в Тосно. «В просторных светлых уютных классах за парты сели учащиеся. После занятий – общешкольный митинг, на линейке выступила директор школы». В Тосно в 1946 году работали уже 3 школы: две семилетки и одна  начальная. Вскоре при Белой школе открылась вечерняя школа рабочей молодежи. Впоследствии она была перенесена в отдельное здание – бывшую Кочагинскую школу.

В 1944 году начала работу Никольская начальная школа. Приказом от 15 августа 1944 года по Тосненскому  Роно Фомичева Анна Александровна была назначена заведующей начальной школой, а Егорова Галина Макаровна – учителем начальных классов.         Заведующей Тосненским районным отделом народного образования было Е.А.Полонская, которая работала  до войны в Красноборской школе завучем.

28 августа 1944 года в Усадищенской начальной школе начались занятия, детей было немного, всего 3 класса, но какое это было счастье для односельчан! Школа вновь стала центром работы на селе, проводились различные мероприятия, которые очень объединяли детей и родителей. Так 1 мая 1945 года в школе состоялся большой общий  праздник. Вниманию присутствующих был предложен доклад « 1 Мая – день смотра боевых сил трудящихся всего мира в борьбе за окончательный разгром гитлеровцев», а затем дети и взрослые смотрели спектакль. В декабре была организована большая елка для всех жителей. Детям до 12 лет вручали новогодние подарки – 200 граммов конфет «подушечки». В 1945 году в Андриановской школе обучалось 105 учеников. Дальнейшее прибавление учащихся шло за счет прибывших из эвакуации  в 1947 году воспитанников детского дома, который  был открыт в Марьинском дворце до войны, и опять продолжил свою работу. В этом же году на тосненском Райпромкомбинате заказали новую мебель для детей. В 1948 году здесь уже находилось 156 человек. Летом 1949 года был создан попечительский совет Марьинского детского дома и выделены 35 000 рублей на его ремонт. За детским домом были закреплены пахотные поля, сенокос и выгон. К зиме успели провести в уцелевших помещениях ремонт – починили печи, кровлю, покрасили внутренние помещения, заготовили дрова. Но ребятам не доставало зимней одежды, галош, отсутствовал спортинвентарь и многое другое. Продукты доставляли в детский дом на лошади, это было единственное средство передвижении в то время.

Из воспоминаний воспитателя Вероники Васильевны Коверзневой;

«Закрываешь глазам и видишь картины былого. Вот керосиновая лампа с абажуром висит под потолком. Возле круглой металлической печки-буржуйки сушатся портянки – маленькие и побольше. Гомонящие мальчишки и девчонки не замечают, что по стенам комнаты полуразрушенного здания за зиму расползлась плесень. Им в детском доме тепло и хорошо – у ребят и взрослых общие радости и заботы общие. Жили все вместе. Дети на лыжи – и ты на лыжи, на коньки – тоже с ними. У них нет рукавиц – и ты идешь без рукавиц пилить дрова. Равноправие полное, наше маленькое государство было очень демократичным.  У нас были свои поля – выращивали капусту, огурцы, косили сено для собственной фермы, где стояли коровы и две лошади. Когда выходили помогать совхозу, сделать многое успевали – работали больше двухсот маленьких рабочих рук! В совхозе тогда тоже только на лошадях работали, пять первых тракторов появилось только в 1958 году. В 1948 году Андриановская начальная школа стала семилетней. Всего  было 230 учеников. Первый. второй, три третьих, четвертый и пятый классы. Именно с этого времени в школе стали работать старейшие педагоги – Нина Николаевна  Грачева и Серафима Ивановна Громова.

Вот как вспоминает эти годы учитель начальных классов Нина Николаевна: «Вот и наступило 1-е сентября 1948 года. Я – учитель 1-го класса, в котором 46 учеников. Много переростков. До сих пор помню страх, охвативший меня, когда я с журналом переступила порог класса. Мне 18 лет, чуть меньше моим ученикам. Было очень трудно работать, особенно первые годы. Здание школы было старое, построено еще до революции, – одноэтажное с печным отоплением, без света. Три классные комнаты, занятия  в две смены. Учились дети и из Марьинского детского дома, дети пережившие войну, и потерявшие родителей, требовали к себе повышенного внимания, материнской ласки, терпения. Учителя школы это понимали и старались окружить детей любовью и заботой.

В первые послевоенные годы в школе работали:  семья Громовых, А.И.Маслова, Анфиса Васильевна Катышева, директор Т.Ф.Семенова и ее муж Н.Ф.Семенов, – они заменяли детям семью.

Ребята вместе с учителями трудились на благоустройстве школы, заготавливали дрова на зиму. Учителя школы старались заниматься дополнительной просветительской работой не только среди детей, но и среди родителей. Так учителя  школы Семенов, Житнев, Грачева входили в состав сельского лектория при избе-читальне, где  выступали с лекциями  на различные темы, проводились концерты. Ребята же старались порадовать своих наставников хорошей учебой. В 1958 году, состоялся первый послевоенный выпуск  семилетней школы, из 25-ти выпускников 17 получили на экзамене по русскому языку оценку «5», а оценку «4», получили 8 учеников. Письменный экзамен также был сдан ими блестяще – 18 оценок  «5» и «4». Девять выпускников  подали заявления и были допущены для поступления в Ленинградское мореходное училище.

После окончания Гатчинского педагогического училища в 1957 году в Андриановскую школу учителем начальных классов была направлена Людмила Ивановна Спорынева.

В 1947 году в районе работало уде 44 школы, в которых обучалось 6 тысяч детей. 1 сентября 1948 года открылась новая семилетняя школа в Форносово.  В декабре 1948 года, на одном из заседаний исполкома Тосненского райсовета депутатов трудящихся  было принято  решение   открыть две начальные школы в селе Ям-Ижоры и на станции Поповка Красноборского поссовета. За счет общей экономии по бюджету района, составить сметы до конца года на потребные дела и обязать РОНО подготовить школы к открытию, обеспечить школы топливом, произвести ремонт в школах и учительских квартирах».

Заведующей  Тосненским районным отделом  народного образования была Е.А. Полонская. Учителей начальных классов не хватало. Обучение в средней школе Тосно шло в 1-4 классах и 5-9 классах с общим количеством учащихся 1 100 человек. Количество учащихся увеличилось с 1944 года почти в два раза. «Успеваемость за 1-ю четверть выражается в следующих цифрах: из 914 аттестованных – неуспевающих 168 человек и 45 не аттестованных. Неуспеваемость объясняется перегруженностью классов». Работали и учились в очень тяжелых условиях: ремонт еще не закончился, не было электричества, не хватало столов, парт, стульев, шкафов. Учителя Петролайнен и Вахмистров не имели жилья. На одном из заседаний Исполкома райсовета Тосненскому  Райпромкомбинату, который в это время возглавлял Ястребов,  было  поручено изготовить школьную мебель. По вечерам в средней школе было организовано обучение рабочей молодежи.

Районный отдел образования, который на тот момент возглавляла  Евдокия Александровна Быстрова,  провел проверку школ поселка Тосно. В ходе проверки и учета детей школьного возраста было  установлено, что в поселке Тосно на 1 апреля количество учащихся 1-4 классов микрорайона Тосненской средней школы выросло с 960 человек до 1 200, не считая детей вновь прибывших и детей микрорайона железнодорожной школы. В результате средняя школа стала работать в три смены. Чтобы избежать этого, планировали с 1 сентября открыть начальную школу в поселке Тосно.

В  этот период  в Любани  уже работали 3 школы: две семилетки – железнодорожная и городская, а также начальная школа.

В начале 1947 года приняли решение о разукрупнении Тосненской средней школы, которая находилась около Дома культуры (бывшего церковного здания, так называемая Поповская школа). Дело в том, что в это время был ликвидирован Детприемник МВД, который располагался в Тосно в Корчагинской школе сразу после освобождения от оккупантов. Освободившееся здание передали средней школе, которая была очень сильно перегружена учащимися начальной школы (из имевшихся в школе 34 классов  начальных было 25).

14 начальных классов выделили в самостоятельную начальную школу, закрепив за ней два здания по Ленинскому проспекту, дома № 174 и 213. Так в Тосно появилась начальная школа № 2. Одна из этих  школ располагалась не далеко от бывшего церковного здания – в бывшем доме священников (Поповская школа). На Коллективной улице недалеко от фабрики «Север» была устроена железнодорожная школа в доме, который оккупанты строили для своих нужд. В 1946 году строительство было закончено и там,  в 5-ти помещениях расположили семилетку, которая просуществовала до конца 50-ых годов под №27. На Балашовке также как и до войны находилась начальная школа, в ней был устроен интернат, где дети могли находиться целую неделю, и только на выходные уходили домой. Также в этой школе было ФЗО. Тосненский поселковый совет возглавила в это время К.Ф. Воронова. Школа на Балашовке была закрыта только в 1974 году.

В марте этого же года Тосненской средней школе разрешили открыть счет в местном отделении Госбанка, поскольку ее бюджет на 1947 год превысил 100 тыс.  руб. Директором ее была  В.В Дранник.

Тосненская школа рабочей молодежи располагалась в Тосненской средней школе,  начиная с 1945 года, с количеством учащихся – 115 человек. Для работы привлекались учителя из дневной школы по совместительству. Директором ее был   т. Новелла. Впоследствии уже в конце 50-х годов школа рабочей молодежи была переведена в Корчагинскую, после закрытия существующей в этом доме 7-летней школы. Большой вклад в ее работу по обучению рабочей молодежи внесли И.И.Соколов и В.И.Соколова – Заслуженные учителя России.

Также в Строении открылась начальная школа в арендованном помещении,  поскольку 28 детей, которые здесь жили, не посещали школу в 1944 году, в силу удаленности  этого населенного пункта от Тосно. В начале 1948 года для этой школы выкупили дом у домовладельца Виркенен. В это  же время приняли решение об открытии начальной  школы во втором Тосно, на территории «Стройдвор 75-го строительства» к началу 1948/1949 учебного года.

Нас поддерживают

ЛООО СП «Центр женских инициатив»
Ленинградская область, г. Тосно, ул. Боярова, д. 16а
Телефон/факс: +7-813-61-3-23-05
Email: wic06@narod.ru

Добавить свою историю

Хотите стать частью проекта и поделиться семейными историями и воспоминаниями о войне и военных годах?

Прислать историю